ГАРМОНИЯ


ГАРМОНИЯ
(греч. – сложение, сочетание), 1) у древних греков обозначала гамму, последование тонов в известном порядке; – 2) в средневековой и новейшей музыке г. (нем. Harmonie) обозначает то же, что аккорд, созвук, одновременное соединение внутренне связанных между собой тонов; – 3) на русском языке, кроме только что приведенного значения, слово г. употребляется еще в смысле: а) учения о построении и последовании аккордов (нем. "Harmonielehre" – "наука гармонии"), 7. и b) совокупности аккордов известного строя, наклонения и т.п. (нем. Harmonik); – 4) в тесном смысле слово г. употребляется иногда в смысле трезвучия (консонирующего аккорда), напр. когда говорят о тонах гармонических и негармонических (См. Гармоническая натуральная гамма); – 5) у французов и немцев это слово служит также для обозначения духовой музыки (Harmoniemusik); – 6) средневековое название инструмента "Drehleier" (органиструм) (См. Armonie). – 7) Гармония как наука, есть учение о значении аккордов (созвуков), т.е. исследование и выяснение процесса мысли при музыкальном восприятии. Классифицируя всевозможные виды аккордов, изучая их взаимные соотношения и в связи с этим – естественные законы образования музыкальных форм вообще и гармонических построений в частности – г. систематически развивает способность к музыкальным представлениям, облегчает восприятие музыкальных произведений и расчищает путь к самостоятельному, продуктивному музыкальному мышлению. Поскольку музыкальное мышление подчинено тем же законам, как и всякое другое, и поскольку может быть установлена причинная связь между звуковыми колебаниями, звуковыми ощущениями и, наконец, музыкальными представлениями, – постольку оказывается возможным установить до известной степени точную теорию природы г-ии. Вот почему построение так называемой системы гармонии зависит от произвола только с внешней стороны, в отношении терминологии и классификации, а не по существу. Но так как объект г-ии, живая (практическая) музыка, постоянно развивается, – и сама г. постепенно должна изменять свой вид, по мере того как растет и углубляется познание ее природы. Понимаемая таким образом (спекулятивно) г. входит в область философии с одной стороны, и естественных наук – с другой. Но под "гармонией" обыкновенно подразумевают нечто другое, а именно сумму чисто-практических правил и указаний, касающихся образования различных аккордов, применения последних, их соединения, голосоведения и т.п. Большинство учебников г-ии или совсем не дают разъяснений природы г-ии или дают лишь в недостаточной мере, довольствуясь систематизацией эмпирически добытых данных для педагогических целей. Срв. Генерал-бас и Контрапункт. – Главная задача спекулятивной г-ии – определить и разъяснить консонанс и диссонанс; в этом направлении существенные шаги вперед сделаны были уже в классической древности, а основные положения математической акустики окончательно разъяснили этот вопрос (См. Интервал). Контрапунктическая и гармоническая музыка привели постепенно к усвоению значения консонирующих трезвучий; Царлино (1558) знал уже противоположное значение мажорного и минорного аккордов, Рамо (1722) впервые заметил, что мы понимаем отдельные тоны в смысле аккордов, и что наоборот аккорды рассматриваются нами по отношению к одному тону, как нечто целое (заступаемое этим тоном). и Тональность. Отсюда остается уже небольшой шаг до сознания, что все сочетания тонов должны быть понимаемы в смысле консонирующих аккордов; при таком понимании диссонирующие аккорды являются не самостоятельными образованиями, а видоизменениями консонирующих (См. Диссонанс и Функции). Наконец, и гаммообразные ходы можно рассматривать как вытекающие из аккордов (См. Гамма). Срв. также: Созвук, Сродство тонов, Созвуковое последование, Тональность, Модуляция, Каденция. Настоящие "учения о гармонии" в намеченном выше смысле представляют: Fétis "Traité de l'harmonie" (11-e изд. 1875), Hauptmann, "Natur der Harmonik und der Metrik" (2-е изд. 1873), A. v. Öttingen "Harmoniesystem in dualer Entwickelung" (1866), Tiersch "System und Methode der H." (1868), Hostinsky "Lehre von den musikalischen Klangen" (1879), а также соответствующие руководства составителя этого словаря.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "ГАРМОНИЯ" в других словарях:

  • ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, гармонии, жен. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков… …   Толковый словарь Ушакова

  • Гармония — (Harmonia, Αρμονία). Дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. В день своей свадьбы она получила от Кадма ожерелье, приносившее несчастье всем, кому оно доставалось. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А …   Энциклопедия мифологии

  • гармония — и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в… …   Философская энциклопедия

  • гармония — 1. ГАРМОНИЯ, и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти… …   Энциклопедический словарь

  • Гармония —  Гармония  ♦ Harmonie    Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии,… …   Философский словарь Спонвиля

  • гармония — Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие …   Словарь синонимов

  • Гармония — (Анапа,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Крымская 170, Анапа, Россия …   Каталог отелей

  • ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада гомофонии,… …   Современная энциклопедия

  • ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Гармония, В. О. Берков. Книга адресована прежде всего профессиональным музыкантам и студентам музыкальных вузов, но будет интересна всем любителям музыки… Подробнее  Купить за 1150 руб
  • Гармония, Берков В.О.. Книга адресована прежде всего профессиональным музыкантам и студентам музыкальных вузов, но будет интересна всем любителям музыки… Подробнее  Купить за 890 руб
  • Гармония, Т. Мюллер. Книга известного педагога, профессора Т. Мюллера представляет собой второе, незначительно дополненное издание учебника гармонии, вышедшего в 1976 году. "Гармония" Т. Мюллера успешно… Подробнее  Купить за 380 руб
Другие книги по запросу «ГАРМОНИЯ» >>